История

Игра придумана весной 1986 года студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым, уроженцем Каменска-Уральского. Автором были придуманы основные принципы и основа правил игры, которые варьировались в различных любительских вариантах, но не строгие спортивные правила определённых разновидностей игры, выведенных позднее. Сначала в мафию играли в общежитиях, аудиториях и коридорах МГУ. После того как некоторые студенты университета уехали за границу получать послевузовское профессиональное образование, игра стала распространяться по странам Европы, а затем и другим частям света. Например, первое появление игры «Мафия» в США документируется 1989 годом, в летнем лагере Пенсильвании.

По словам автора, переехавшего в 1991 году в Бостон, игра базируется на культурно-исторической теории советского психолога 1920-х годов Л. С. Выготского.

Исследователи выделяют два типа игр: состязание (борьба) и представление (маскарад). «Мафия» удачно сочетает в себе черты обоих типов. Она одновременно и шоу, и борьба за выживание. В отличие от карт, эта игра никак не связана с деньгами, в отличие от гольфа, не требует финансовых затрат, в отличие от футбола — хорошей физической подготовки. Самое главное: она приносит столь ценимое интеллектуальное удовольствие. В бескорыстной несерьёзности игры скрыт её потенциал.

Прототипом игры «Мафия» является европейская игра под названием «Убийца», известная с середины XX века. В отличие от игры «Мафия», в «Убийце» игроки ищут одного маньяка, а в «Мафии» игроки посредством обсуждения уже вычисляют коллектив убийц — команду мафии.

Быстрому распространению и популярности игры помог итальянский сериал «Спрут», в котором полицейский комиссар Коррадо Каттани борется с сицилийской мафией. В конце 1980-х его мотивы часто использовались в первых версиях игры, а некоторые вариации «Мафии» хранят названия ролевых персонажей и место действия в тон сериала до сих пор. Например, в Норвегии, до которой к 1995 году статус комиссара и название самой игры через «испорченный телефон» дошло как Kasar Khatani.

В 1998 году калининградской Высшей школой МВД РФ для курса «Визуальная психодиагностика» выпущено учебно-методическое пособие «Невербальная коммуникация. Развивающие ролевые игры „Мафия“ и „Убийца“». Целями пособия определялись развитие личностных качеств курсантов и усвоение различных приёмов и методов чтения языка телодвижений в игровой форме.

В 2002 году на просторы Интернета вышло пособие по стратегии и тактике «Мафии» Рубена Есаяна «Записки игрока», состоящее из двух частей: «Записки красного игрока» и «Записки чёрного игрока». В книге подробно и скрупулезно описаны все этапы игры, даны подробные рекомендации по действиям существующих персонажей (мафия, мирные жители, дон, шериф) на каждом этапе, а также сделан разбор наиболее часто встречающихся игровых ошибок.

В 2010 году московское издательство «Планета» выпустило книгу Эдварда Асликяна «Мафия (правила, тактика и стратегия игры)».

В 2017 году Евгений Рогачевский и Григор Дердьян выпустили «Самый полный словарь игровых терминов и мафиозного сленга», в котором ими были собраны все существующие в «Мафии» определения и термины с подробными описаниями их значений и примерами использования в игре.

Игра «Мафия» также используется для лечения азартных людей от игровой зависимости в Китае и как средство перевоспитания «трудных» подростков в летних христианских лагерях в США. С помощью «Мафии» к роли будущих присяжных готовятся японские старшеклассники.

С 1998 года в крупных городах России, Украины, Республики Беларусь, Молдавии, Армении, Азербайджана, Казахстана и Китая предпринимаются попытки организации специализированных салонов по игре «Мафия». Некоторые клубы проводят межвузовские маф-турниры.

Мафия признана одной из «50-ти наиболее исторически и культурно существенных игр, появившихся с 1800 года»